Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Для организации образовательной деятельности ребенка – инвалида и детей с задержкой психического развития в МДОБУ д/с "Светлячок" функционирует группа комбинированной направленности, в которой реализуется образовательная программа дошкольного образования и адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития, разработанная в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка- инвалида (ИПРА).
В групповом помещения для ребенка-инвалида оборудован уголок сенсорного развития, в котором размещены игры и пособия для развития мелкой моторики, ориентации в пространстве, имеется оборудование для развития моторной сферы. Познавательный уголок оснащен игровым оборудованием: шнуровка, пазлы, домино «Овощи», лото «Кем быть», развивающая игра «Профессии», познавательные игры – лото «Речевое лото», «Глаголы», развивающие игры «Домашние животные», «Мало-много», «В магазин за игрушками», дидактические игры «Сложи картинку. Времена Года», «Живая и неживая природа».
При организации развивающей предметно-пространственной среды в группе комбинированной направленности (для детей с задержкой психического развития) оформлены речевой и книжный уголки, подобран игровой и дидактический материал, направленный на развитие артикуляционной моторики и дыхания. Для развития мелкой моторики используются массажные валики, мячики, прищепки, трафареты, пальчиковые игры, различный материал для составления букв. Подобраны материалы по звукоподражанию (шумовые инструменты, звуковые коробочки, детские музыкальные инструменты), пособия для звукобуквенного анализа (схемы слова, звуковые дорожки, звуковая лесенка, альбомы по слоговой структуре слова, игры по лексике и грамматике, по развитию связной речи), пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки, предметные картинки, сюжетные картинки, различные виды театров, логопедические альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки, схема характеристики звуков, схема слова).
Созданная развивающая предметно-пространственная среда в группе комбинированной направленности обеспечивает возможность для проведения индивидуальной, фронтальной и подгрупповой логопедической работы.
Кабинет педагога – психолога располагается на втором этаже детского сада, в левом крыле здания. Площадь кабинета – 15 м2. Цвет стен и мебели спокойных тонов, которые не вызывают дополнительного возбуждения и раздражения. Освещение в кабинете осуществляется при помощи ламп дневного света и соответствует нормам СанПина. Площадь помещения освещена равномерно.
С учетом основных направлений деятельности педагога – психолога помещение территориально включает несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение:
- Рабочая зона – необходима для организационно-планирующей деятельности педагога-психолога.
- Зона индивидуальных и подгрупповых занятий – предполагает непосредственное взаимодействие психолога с детьми.
- Консультативная зона – пространство для взаимодействия с родителями, воспитателями, педагогами.
- Зона релаксации – предполагает эмоциональную разгрузку.
Организованная развивающая предметно-пространственная среда на рабочем месте учителя-логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Наполнение развивающих уголков в группе комбинированной направленности и у учителя - логопеда соответствует изучаемой лексической теме, что создает дополнительную возможность для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии. У учителей-логопедов есть специальные технические средства обучения и дидактические пособия: зеркало с лампой дополнительного освещения, комплекты зондов для постановки звуков; шпатели; вата, марлевые салфетки; дыхательные тренажеры, пособия для развития дыхания. Для проведения диагностики детей используются логопедические альбомы для обследования звукопроизношения, фонетико-фонематической системы речи.
Объекты для проведения практических занятий
Кабинет педагога- психолога, учителя - логопеда оснащен в соответствии с рекомендациями ФИРО к организации развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.
Кабинет педагога-психолога, который включает в себя следующие рабочие зоны: пространство для взаимодействия с детьми (мебель детская, малогабаритный мягкий диван, кресло, ковер, аудиоаппаратура, музыкальные записи релаксационной направленности, а также стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией); пространство взаимодействия со взрослыми (небольшой стол, стулья, стимульный материал к тестам, анкетные бланки, литература по проблемам возрастного развития детей); профессиональная зона для организационно-планирующей работы психолога (письменный стол, стул, компьютер, шкаф для хранения документации).
Библиотека
Библиотечный фонд дошкольного образовательного учреждения укомплектован печатными учебными изданиями, электронными учебными изданиями, методическими изданиями, периодическими изданиями для обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи и детей — инвалидов. Библиотека МДОБУ д/с "Светлячок" оборудована в методическом кабинете.
Спортивные объекты
Для обеспечения разнообразной двигательной активности детей с задержкой психического развития и ребенка-инвалида в МДОБУ д/с "Светлячок" оборудованы и функционируют следующие объекты спорта:
- Музыкальный зал отдельное просторное, светлое помещение, в котором обеспечивается оптимальная температура воздуха, не раздражающее цветовое решение интерьера. Крупные, малоподвижные предметы обстановки окрашены в спокойные тона. Оснащение музыкального зала соответствует санитарно-гигиеническим нормам, площадь музыкального зала достаточна для реализации образовательных задач.
- Физкультурный зал может быть использован для организации двигательной активности, физического развития детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, проведения физкультурных занятий, утренней гимнастики, подгрупповых и индивидуальных занятий, спортивных соревнований, праздников и развлечений. Спортивная площадка может использоваться детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Зал оснащен мебелью, соответствующей требованиям, установленным техническими регламентами.
Для проведения физкультурно-оздоровительной работы, утренней гимнастики, занятий физической культурой и спортивных развлечений используется музыкальное сопровождение.
В зале имеется стандартное и нестандартное спортивное оборудование.
- На территории МДОБУ д/с "Светлячок" располагается спортивная площадка, способствующая полноценному физическому развитию, укреплению здоровья ребенка и содействию всестороннего развитию его личности. Спортивная площадка предназначена для проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, спортивных и подвижных игр, досуговых мероприятий, праздников с воспитанниками.
- В группах оборудованы физкультурные уголки для проведения оздоровительно-профилактической работы, развития двигательной активности и физических качеств детей, расширения индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности.
Средства обучения и воспитания
Для осуществления образовательной деятельности с ребенком – инвалидом и детьми с тяжелыми нарушениями речи в МДОБУ д/с "Светлячок" используются различные средства обучения и воспитания:
- приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь - световые столы для рисования песком, обручи, скакалки, гимнастические обручи разной величины, флажки, мешочки для метания, гантели, тоннели, фит-бол, гимнастические ленты, мат, мешки для прыжков, волейбольная сетка, массажные мячи, мячи баскетбольные, набивные мячи, гимнастическая доска, кимнастические скамейки, дуги для подлезания, детский тренажер "Беговая дорожка", стойки для прыжков, батут с держателем, ;
- инструменты (в том числе музыкальные) - металлофон, барабан, треугольник, звуковысотные колокольчики, тарелки металлические, маракасы, губная гармошка, трещотки, ложки деревянные , скрипка, гитара, маракасы из бросового материала, бубенцы, балалайки, бубен, дудочки, погремушки, кастаньеты, детская гармонь.
- учебно-наглядные пособия - серия наглядно-дидактических пособий: «Грамматика в картинках»: «Словообразование», «Один-много», «Ударение», «Множественное число», картотека предметных картинок "Животные жарких и северных стран, животный мир океана", "Бытовая техника", "Школьные принадлежности", "Образный строй речи дошкольника (атрибутный словарь), "Веселая артикуляционная гимнастика", "Артикуляция звуков в графическом изображении", наглядно-дидактическое пособие "Развитие речи в детском саду для занятий с детьми 4-6 лет", "Рассказы по картинкам": "Весна", "Лето", "Осень", "Зима", "Родная природа", "Распорядок дня", "Летние виды спорта", "Профессии", "Курочка Ряба", "Колобок", "Репка", "Теремок", "Великая Отечественная война", "Защитники Отечества", "Логопедический альбом для обследования звукопроизношения", " Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи";
- аппаратно-программные и аудиовизуальные средства - проектор, экран, музыкальный центр, пианино, микрофоны, аудио подборка художественных произведений;
- печатные образовательные ресурсы необходимые для организации образовательной деятельности - комплект детских книг, энциклопедии, набор букв русского алфавита;
- иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности - дидактические и наглядные пособия для работы по исправлению речевых нарушений, магнитная доска.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Конструктивные особенности здания МДОБУ д/с «Светлячок» не предусматривают наличие пандуса, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
При входе в МДОБУ д/с "Светлячок" имеется вывеска с названием организации, графиком работы организации, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Официальный сайт МДОБУ д/с "Светлячок" имеет версию для слабовидящих (для инвалидов или лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению).
Наличие пандусов и подъемников - отсутствуют. При входе в МДОБУ д/с "Светлячок" и выходе из него имеется возможность оказания содействия с помощью работника, уполномоченного лица по сопровождению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Имеется возможность самостоятельного передвижения по территории образовательной организации, в том числе с помощью работника, уполномоченного лица по сопровождению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений - отсутствуют
В случае невозможности (отсутствия времени) посетить детский сад Вы можете получить услуги в дистанционном формате на сайте образовательной по телефону 8 (3566) 21072 или электронной почте ds-swetlyachok@yandex.ru с заведующим детским садом Верещегиной Ольгой Павловной и задать вопросы, так же изучить материалы, подготовленные специалистами по наиболее часто задаваемым родителями вопросам.
В соответствии с Паспортом доступности МДОБУ д/с "Светлячок" для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования, сроки и объемы работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствии с требованиями законодательства запланированы в срок до 2027 года.
Специальные условия питания
Для организации питания (хранения, приготовления и реализации пищевых продуктов и кулинарных изделий) функционирует пищеблок с подсобными помещениями, оснащённый:
технологическим оборудованием (производственные столы, электрическая плита, электромясорубка, контрольные весы, стеллажи, подтоварники, жарочный шкаф);
холодильным оборудованием (средне - и низкотемпературные холодильные шкафы);
моечным оборудованием (моечные ванны, раковина для мытья рук);
инвентарём, посудой, тарой.
Для организации питания детей в группах (подготовка готовых блюд к раздаче, мытьё столовой посуды); оборудованы буфетные, в которых размещены посуда и столовые приборы, мелкий инвентарь; двухсекционные ванны, стеллажи для просушивания посуды; хозяйственные шкафы.
Организация питания осуществляется в соответствии с СанПиНом и примерным 10-дневным меню, разработанным с учетом физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания детей раннего и дошкольного возраста, утвержденного заведующим Учреждения. На каждое блюдо для примерного 10-дневного меню разработаны технологические карты. Воспитанники получают четырехразовое питание.
Разработанное 10-дневное меню недифферинцированно, так как ребенок-инвалид и дети с задержкой психического развития не имеют ограничений в питании и питьевом режиме.
Специальные условия охраны здоровья
В МДОБУ д/с "Светлячок" созданы специальные условия для охраны здоровья обучающихся:
- Для оказания первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья, в здании детского сада на 1 этаже располагается медицинский кабинет. Медицинский кабинет оборудован в соответствии с санитарными правилами.
- Для детей с задежкой психического развития и ребенка-инвалида определен оптимальный режим учебных занятий. Для детей с задежкой психического развития расписание занятий составлено с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности занятий. Учителя-логопеды организуют образовательную деятельность в группе комбинированной направленности для детей 6-7 лет. В группе комбинированной направленности для детей с задежкой психического развития в период с 1 по 15 сентября отводится время для сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения со всеми специалистами группы плана работы на учебный год. С третьей недели сентября начинаются логопедические занятия с детьми в группе комбинированной направленности: 4 раза в неделю с детьми 6-7 лет - 2 часа в неделю.
- Педагог-психолог работает с детьми с задежкой психического развития в индивидуальном режиме в свободное от занятий время и во вторую половину дня. Коррекционно-развивающая деятельность педагога- психолога не входит в расписание, так как малая коррекционная группа формируется на основе диагностики, по заявкам родителей и педагогов групп. Количество занятий и состав групп определяются по потребности. Занятия проводятся малыми подгруппами и индивидуально.
- Для ребенка-инвалида воспитатели в группе создают комфортные условия для развития, воспитания и образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и рекомендаций специалистов.
- Учитель-логопед проводит раз в неделю индивидуальное коррекционное занятие с ребенком-инвалидом, на котором осуществляет работу по развитию мелкой и артикуляционной моторики, развитию связной речи и речевого общения, способности к самообслуживанию и ориентации, общению, контролю за своим поведением и ориентировки в пространстве и на своём теле. Также учитель-логопед консультирует родителей (законных представителей) ребенка-инвалида по вопросам воспитания в семье; консультирует педагогов по вопросам организации взаимодействия с ребенком – инвалидом.
- Педагог-психолог осуществляет индивидуальное коррекционное занятие с ребенком – инвалидом по развитию способностей к самообслуживанию, ориентации, общению, контролю за своим поведением; консультирует родителей (законных представителей) ребенка-инвалида и педагогов по вопросам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
- Для пропаганды и обучения навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда педагоги дошкольного учреждения осуществляют тесное взаимодействие с семьями воспитанников по всем вопросам оздоровления детей, проводят совместные мероприятия с родителями, оказывают консультативную поддержку родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей. В каждой возрастной группе имеются информационные стенды, где систематически размещается информация о проблемах сохранения и укрепления здоровья, организации здорового образа жизни. Широко используются возможности официального сайта дошкольного учреждения и аккаунты в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассниках".
- Для организации и создания условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом предпринимаются профилактические меры по снижению заболеваемости у детей:
-соблюдение режима дня;
-ежедневные прогулки;
-снятие умственной усталости во время занятий (физминутки, релаксационные паузы, массаж ушных раковин);
-комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения, плоскостопия, осанки;
-наличие в групповых помещениях здоровьесберегающего оборудования (зрительные тренажеры, бактерицидные лампы);
-дыхательная гимнастика;
-ежедневное употребление салатов из свежих овощей, фруктов, сока;
-организация теплового и воздушного режима помещения;
-утренняя гимнастика;
-корригирующая гимнастика;
-физкультурные занятия;
-закаливание (ходьба босиком, обширное умывание, оптимальный двигательный режим);
-в холодное время года ходьба по массажным коврикам, в теплое время года - по "Тропе здоровья";
-мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ (употребление фитонцидов - лук, чеснок);
-использование в работе современных здоровьесберегающих технологий
Доступ к информационным системам
В МДОБУ д/с "Светлячок" с целью повышения качества дошкольного образования, а также для обеспечения эффективной социализации всех участников образовательных отношений в условиях информационного общества создано единое информационное пространство:
- электронная почта;
- 5 сетевых точек выхода в Интернет;
- обеспечена открытость и доступность размещения информации на фициальном сайте МДОБУ д/с "Светлячок" в сети "Интернет".
Локальная сеть обеспечена доступом к сети Интернет со скоростью 1500 Кбит/сек по безлимитному тарифному плану. Оказание данных услуг осуществляется провайдером Ростелеком
Электронные образовательные ресурсы
Для повышения качества образовательной деятельности педагоги используют следующие электронные образовательные ресурсы: презентационные материалы, звукозаписи, видеофрагменты, видеоролики, отобранные в соответствии с содержанием тем и возрастом детей, анимационные произведения.
Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.
Специальные технические средства обучения
Специальные технические средства обучения для детей с задержкой психического развития и ребенка-инвалида в образовательной деятельности не используются.
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе МДОБУ д/с «Светлячок» отсутствуют